Главная


 Навигация
Информация о Центре:
Лицензии
Услуги и цены
Как нас найти
Наши доктора
Кранио-сакральная терапия и дети
Что такое "остеопатия"
Развитие остеопатии в России
Научная деятельность

 Поиск

 Последнее на Форуме
ТемаАвтор Пр.От. Последний
Последствия кровоизлияния в головной мозг. Виолетта 199562 Vladimirovv
Занятия спортом Anonymous 8761814 admin
Спасибо доктору Петровой Татьяне Юрьевне! Аня 160981 Donald.tusk
Боли в спине Екатерина 181832 Екатерина
Опущение органов после родов Мари 156571 Ольга Стенькова
Что такое кранио-сакральная терапия. Малков Сергей 381113 Ольга Стенькова
Здравствуйте. eremejcheva 179691 Петрова Татьяна
целиакия на нервной почве иринаs 158531 Ольга Стенькова
Дисплазия ТС Катя 191871 Ольга Стенькова
Парез Эрба Мария 597178 Мария


 Наши публикации
Начало раздела > Дети дошкольного возраста и остеопатия

Дети дошкольного возраста и остеопатия

Во время роста и развития организм ребенка за несколько лет претерпевает множество кардинальных изменений: ребенок начинает говорить, читать, писать, запоминать. Он учится быть человеком разумным, а главное – он растет. А вместе с ним растут и его проблемы. Включая болезни.
В своей практике врач-остеопат часто сталкивается со следующими ситуациями: детские (до 3-х лет) и препубертатные (до 12-ти лет) сколиозы; трудности становления речи (логопедические проблемы); нарушение внимания с гиперактивностью; головные боли; проблемы со сном.

Сегодня мы поговорим о детском и подростковом препубертатном сколиозе.

Уже великий Гиппократ описывал сколиоз – как вывих или смещение позвонков. То есть сколиоз – одна из самых древних болезней, ибо один из первых стрессов, которому подвергается человек после своего появления на свет – воздействие гравитации. А уж когда маленький человечек еще и встает, опирается на свои ножки, тогда гравитация становится самым серьезным стрессовым фактором. И на это стрессорный фактор реагирует весь организм. Гравитация стимулирует всю структуру тела к росту и, реагируя на нее, человек формируется, адаптируется к прямохождению, растет вертикально.
Зачастую к нам в центр остеопатии обращаются мамы с детишками, имеющими диагноз «идеопатический сколиоз» (то есть – причина данного конкретного заболевания неясна). Остеопаты же определяют такой сколиоз как проблему, которая образовалась вследствие родовой травмы.
Если рассматривать типичные роды, мы наблюдаем так называемое это головное предлежание: ребенок продвигается к родовым путям головкой вперед. Когда он входит в зону малого таза, то оказывается под воздействием костных выступов таза матери – лобковой кости и крестца. В результате происходит сгибание шейного отдела позвоночника ребенка: подбородок упирается в грудину, ребенок подставляет «препятствиям» на воем пути затылок, который берет на себя функцию клина. Именно затылочной костью ребенок и входит в родовые пути. Вот почему затылочная кость, и то, с чем затылок связан (а в первую очередь это первый шейный позвонок), повреждаются в первую очередь и чаще всего.

О родовом повреждении на этом уровне могут говорить следующие проблемы грудного возраста:
1. Срыгивание ребенка фонтаном;
2. Кривошея;
3. Трудность в проглатывании твердой пищи;
4. Гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление), не связанный с гипоксией во время родов или во время беременности;
5. Когда у ребенка начнут прорезываться зубы – будьте бдительны: если вы заметите перекрестный прикус, это говорит о том, что вследствие травмы изменили свое положения височные кости. А значит, стоматологу и ортодонту без остеопата не справиться, все их усилия пройдут даром;
6. Нарушения моторики: ребенок позже садится, позже переворачивается, как правило, он не ползает, либо ползает «гомолатерально» (это означает, что правая рука движется синхронно с правая ногой, а не крест-накрест, как у здорового ребенка) или вовсе не любит ползать, потому, что гомолатеральное ползание ему не нравится, ведь так двигаться неудобно. Потом такой ребенок начинает вставать, не отползав положенный ему срок. Это значит, что человечек перешел в вертикальное положение, не успев как следует развить свою статику в положении горизонтальном. Итог: статическое развитие идет по неправильной схеме. Результат: стоять ребенку неудобно, он часто падает. Возникает порочный круг: частые падения на попу добавляют повреждений на уровне крестца и тазовых костей, что еще более усугубляет проблему. И, наконец, ребенок начинает ходить, и ходит он заведомо неправильно: больше опираясь на одну ногу. Возникает неравномерность в распределении давления на ноги. А давление – своего рода стимуляция роста костной ткани. Получается, что одна ножка начинает расти быстрее, чем другая. Возникает разновеликость ног. Всё, круг замкнулся: запаздывание созревания перекрестных мышечных цепей, асимметрия мышечного тонуса – дверь к развитию сколиоза раскрыта настежь.
7. В более позднем возрасте (5-7 лет) описанная родовая проблема может выявиться как ротационный подвывих второго шейного позвонка. Однако будьте бдительны, уважаемые родители! Это не болезнь и не травма в шейном отделе позвоночника, это компенсирующая адаптация шейного отдела к травме затылочной кости, которую получил ваш ребенок во время родов.

Рассмотрим боле детально те системы и структуры тела, которые могут провоцировать развитие сколиоза.

Стопы
Стопы играют огромную роль в развитии и формировании осанки. Во-первых, стопы - это опора тела. Во-вторых, стопы – постуральные датчики, то есть датчики вертикального положения. Можно сказать так: бесполезно лечить сколиоз, если вы игнорируете стопы. Очень часто сколиозы по соей природе – восходящие (то есть «идут вверх» именно от стоп).
Мы знаем, что для здоровья стопы важны своды: правильный продольный свод и правильный поперечный свод. Ключевым местом продольного свода являются две косточки – пяточная и таранная. Ключом поперечного свода является ладьевидно-кубовидная пара. Когда мы ходим, то распределяем нагрузку на стопу по различным ее отделам, создавая определенный вектор нагрузки. Вначале опора приходится на пятку. Затем мы переносим тяжесть по наружному своду на область головки пятой плюсневой кости, и затем, для того чтобы оттолкнуться, мы должны перенести опору на уровень головки первой плюсневой кости и головки проксимальной фаланги первого пальца.
Кубовидная кость поперечного свода отвечает за динамическую функцию стопы, а ладьевидная кость - за ее статическую функцию. Как видим, перед нами сложнейшая тонко организованная статическая и динамическая система опоры и движения. Неудивительно при этом, что дети с плоскостопием, то есть с неправильным взаимным расположением и распределением функций перечисленных костей стопы, имеют намного больше шансов на развитие сколиоза.

Уровень позвонков
Между телом и задней дугой позвонка имеется хрящевая зона – то есть еще мягкая, не окостеневшая. Она сохраняется до пятилетнего возраста. В этот период крайне важно исключить травмы позвоночника у ребенка. В противном случае травмированный позвонок сформируется с деформацией. А если есть хотя бы один поврежденный позвонок, то и весь позвоночник, стремясь адаптироваться к травме, изменяет свойственную ему физиологическую форму.
Но мало просто исключить травмы. Когда развивается, растет позвоночник, очень важна адекватная стимуляция всех его эпифизарных точек – тех самых зон, где и происходит рост костей. Для такой стимуляции необходимо, чтобы ребенок двигался, притом двигался разнообразно и свободно. Движения в разных плоскостях стимулируют гармоничное развитие позвоночника. В этом – важнейшая роль занятий физкультурой.

Таз
Правильное положение таза по отношению к другим частям скелета зависит, частности, от расположения крестца. Таз – это передатчик движения от ног к телу выше пояса и статической нагрузки от тела – к ногам. «Проблемы на уровне таза» могут сформироваться вследствие сильного падения на ягодицы (катание на коньках, падение в гололед, удар ногой в время «игр» с другими детьми); из-за пропущенных (недолеченных) дисплазий тазобедренных суставов; из-за аномалии развития на пояснично-крестцовом уровне.

Рассмотрим важные для прогноза и лечения сколиоза так называемые положительные и отрицательные признаки.

Положительные прогностические признаки:
1. Сколиоз, который появился после 14-15 лет, это сравнительно хорошо: прогноз положительный. Почему? Нет риска грубой деформации.
2. Поясничный сколиоз, который начинается снизу – идет от нижних конечностей. Это тоже положительный признак. Запомним: восходящие сколиозы более благоприятны, чем нисходящие. Причина этого проста: такое заболевание сравнительно легко корригируется с помощью специальных стелек или ортопедической обуви.
3. Угол Кобба меньше 25°. Тоже «в плюс». Почему? Ответ: патологический процесс на уровне мышц не активен.
4. Максимальное искривление выражено в сагиттальной плоскости (передне-задней). Отсутствие или меньшая выраженность бокового «искривления позвоночника» заметно облегчает организму адекватную компенсацию данного нарушения.

Отрицательные признаки:
1. Нисходящий сколиоз (идет от черепа).
2. Смешанный сколиоз – и восходящий, и нисходящий.
3. Сколиоз, который появился до трехлетнего возраста: ранний сколиоз. Это означает, что в организме ребенка есть какие-то функциональные асимметрии. Такие асимметрии появляются на фоне еще недоразвитых нервных, мышечных и костных составляющих, поэтому очень быстро возникает структурная деформация.
4. Ротация позвоночника. Ярко выраженный ротационный компонент сколиоза – тоже плохой признак.
5. Плоская спина: нет изгибов в переднезадней плоскости – лордоза и кифоза.

В зависимости от типа сколиоза подбирается и мера воздействия на организм ребенка. Детям с восходящим сколиозом нельзя рекомендовать спорт, который связан с активностью ног – бег, прыжки футбол и т.п. Для коррекции используется «косок» под пятку (при разновеликости ног), однако это не на всю жизнь. Контроль обязателен каждые три-четыре месяца: ребенок растет, меняется. Часто бывает и так, сначала правая лопатка выше, а левая ниже; через полгода картина меняется на противоположную.
Освобождение от физкультуры ребенку со сколиозом не требуется! Ребенок просто обязан двигаться, ему можно играть (на уровне физкультуры, разумеется, а не в масштабах большого спорта) и в волейбол, и в баскетбол. Не говоря уже о пользе плавания. А вот кувырки следует исключить категорически!
Если сколиоз нисходящий, нельзя рекомендовать спорт, связанный с нагрузками на плечевой пояс особенно, если нагрузка асимметрична (теннис, бейсбол, фехтование). Почему врачи так активно рекомендуют детям со сколиозом плавать? Потому что плывущий ребенок вынужден задействовать одинаково правую и левую половины тела. Иначе – если симметрия нагрузки нарушена – поплыть прямо попросту не получится.
Всевозможные дыхательные практики, связанные с мягким вытяжением (гимнастика ушу, цигун, йога, стрейтчинг, хореография) – всё, что придает человеку гибкость, подвижность в суставах – это не просто полезно, это здорово.

Обобщая, скажем: сколиоз (или сколиотическая болезнь) – это реакция всего тела не некую неадекватную ситуацию. Здесь не только деформация позвоночника, в сколиоз вовлечены все структуры тела. Поэтому для успешного борьбы со сколиозом требуется целостный, как теперь говорят, интегральный, подход к организму ребенка. И, конечно, планомерное, грамотно функционально обоснованное лечение.

Дата: Суббота, 08 Август 2009
Прочитана: 3505 раз

Распечатать Распечатать    В избранное В избранное

Вернуться назад
 Опубликовать в социальных сетях:



 Наши публикации
Остепатическое лечение нарушений речи у детей
Дети дошкольного возраста и остеопатия
Логоневроз
Остеопатия в терапии
Роль остеопатии в лечении заболеваний ЛОР-органов у детей раннего детского возраста
Структура остеопатических знаний
Беременность и остеопатия
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью
Головные боли
Что надо знать про грыжу
Не спится? В чем проблема?
Когда не следует закрывать глаза на проблему
«Нестабильность в позвоночнике» – что это значит?
Шумит в голове… Куда обращаться?

 Погода
Погода в Санкт-Петербурге